Анри Картье-Брессон — 

биография и альбом известного фотографа

Анри Картье-Брессон (22 августа 1908 — 3 августа 2004) — это имя, которое навсегда останется в истории фотографии. Французский фотограф, ставший символом реалистичной фотографии XX века и основоположником фоторепортажа и фотожурналистики. Его работы представляют собой яркий пример документальной фотографии, способной запечатлеть суть момента, которую стали называть «решающий момент».

С ранних лет Анри проявлял интерес к искусству, что стало следствием знакомства с дядей Луи, художником, который открыл ему двери в мир живописи. Несмотря на то, что дядя ушел из жизни, когда Анри было всего семь лет, его советы оставили глубокий след в душе будущего фотографа. 

Затем Анри обучался в ателье художника Андре Лота, что дало ему необходимые навыки, которые позже не просто помогли ему в фотографии, а оказали огромное влияние на формирование художественного взгляда мастера. Посмотрите на работы художника, сколько здесь деталей, это все откладывалось в голове Анри и потом проявлялось в его фотографии.


Работы Лота:


Картье-Брессон с детства имел камеру, но использовал её редко, в основном фиксируя моменты своего досуга во время летних каникул. Настоящий интерес к фотографии пробудился в нем во время путешествия по Африке, когда он увидел снимок Мартина Мункачи, на котором были запечатлены трое темнокожих мальчиков, прыгающих в озеро Танганьика. Анри был поражен красотой и динамикой этого изображения. Очарованный увиденным, он сразу же приобрел «настоящую» фотокамеру!  — деревянную коробку, покрытую воском, которая работала с фотопластинами размером 9×12 см.

Первые снимки, сделанные Картье-Брессоном, не произвели особого впечатления: на фотографиях были проблемы с контрастом и резкостью, а порой изображения вообще не удавалось запечатлеть. Камера позволяла снимать только неподвижные объекты, что сильно ограничивало его возможности. Однако будущий гений не терял надежды и продолжал работать, радуясь каждой фотографии, на которой хоть что-то было видно. (Я пока не нашла фотографий, датированных до 32 года.)

Спустя год, под воздействием жаркого и влажного климата Африки, камера начала плесневеть, а фотопластинки пришли в негодность.


в 1932 году Картье-Брессон вернулся домой для лечения серьезной болезни. В это время произошло важное событие в его жизни — знакомство с фотоаппаратом Leica, который был компактным и позволял снимать движущиеся объекты. С этого момента начался его путь в «настоящую фотографию».

Вдохновение он черпал из работ таких мастеров, как Эжен Атже и Андре Кертес. Я прикладываю эти работы, в которых так же можно проследить многодетальность, перспективы, извилистость линий, чтобы подготовить вас к творчеству Анри.


Работы Эжена Атже:

Работы Андре Кертеса:


Первое время фотограф целыми днями ходил по городу, снимал все, что происходило вокруг. Одной из особенностей работы Картье-Брессона было стремление оставаться невидимым для своих моделей. Он даже заклеивал блестящие части камеры черной изолентой, чтобы не отвлекать внимание. 

Особое внимание Анри уделял тому, что он называл «решающим моментом» — мгновением, когда эмоции достигают своего пика. Он сравнивал фотографирование с искусством стрельбы, подчеркивая важность мгновенного выбора момента и ракурса. 


«Для меня быть фотографом — значит мгновенно осознавать важность события и его визуальную составляющую», — говорил он.


Выход первой книги, которую он сам собрал из свих работ «Images à la sauvette» (1952), в переводе на русский «Картинки на скорую руку», «Образы, пойманные на бегу» или «Мимолётные снимки» был самым важным репутационным событием Картье Брессона!

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

«Images à la sauvette» стала настоящим книгоиздательским шедевром. Над ней работали выдающиеся профессионалы своего дела, каждый из которых был заметным деятелем культуры: французский издатель греческого происхождения Териад (Стратис Элефтериадис), Анри Матисс, создавший дизайн обложки, и французская типографская фирма братьев Дрегер, напечатавшая 10-тысячный тираж в уникальной технике, приближавшейся по качеству к фотоотпечаткам для музейных выставок.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Жуанвиль-ле-Пон, 1938. Молодожены в загородном кафе на берегу Марны.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева вверху — Валенсия (Испания), 1933. Слева внизу — Севилья (Испания), 1933. Справа вверху — Мадрид, 1933. Справа внизу — Асила (испанское Марокко), 1933.Это известные ранние работы Картье-Брессона, где формальная красота композиции сочетается с неоднозначностью в интерпретации сюжета. Иногда зритель вообще не может быть уверен в том, что именно происходит на фотографии. Например, мальчик из Валенсии, словно пребывающий в трансе, просто подбросил мяч и наблюдает за его полётом. Подобные кадры отмечены сюрреалистической образностью, характерной для первого периода творчества Картье-Брессона, до «Магнума».

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Барселона, 1933. Торговец фруктами на тротуаре «китайского квартала». Справа: Тиволи, недалеко от Рима, 1933.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Мексика, 1934.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Площадь Европы, Париж, 1932. Я просунул камеру в щель ограды как раз в тот момент, когда этот человек прыгнул. Одна из самых популярных фотографий Картье-Брессона, которую часто приводят как пример «решающего момента». Этот снимок — настоящая пластическая поэма, в которой объекты, линии и формы гармонично сочетаются и изящно рифмуются — визуально и по смыслу. Но снимок не сложился бы, если бы фотограф не поймал случайный момент прыжка, который нельзя спрогнозировать заранее. Справа: Аллея Прадо, Марсель, 1932. Я шел за этим господином и вдруг он обернулся. «Фотограф компонует кадр почти одновременно с нажатием на спусковую кнопку. Размещая фотокамеру ближе или дальше по отношению к сюжету, мы подчёркиваем деталь, и она либо подчиняется целому, либо тиранически подавляет его. Порой мы, неудовлетворённые решением, застываем, выжидая, что произойдёт нечто. Порой всё рушится, и ты понимаешь, что снимок не выйдет. Но если, к примеру, вдруг кто-то появляется в кадре и движется, ты следишь за ним и ждёшь, ждёшь… выстрел  — и ты уходишь с ощущением, что в фотосумке трепещет добыча».

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Лондон, 1938. Гайд-парк под мелким дождем.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Лондон, 1938. Зрители на коронации Георга VI. Справа: Лондон, 1938. Чтобы не пропустить церемонию, эти лондонцы провели ночь на Трафальгар-сквер. Один из них, утомлённый ночным бдением, уснул как раз во время прохода процессии.Съемки коронации Георга VI — первый опубликованный в СМИ репортаж Картье-Брессона (опубликован во французском еженедельнике «Regards»). Интересно, что фотограф не сделал ни одной фотографии короля, сосредоточившись на толпе зрителей.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Дессау (Германия), 1945. В депортационном лагере. Осведомительницу гестапо, пытавшуюся проскользнуть среди депортированных, которых должны были репатриировать, узнает женщина, на которую она донесла. Эта фотография также является одной из самых известных и часто репродуцируемых работ Картье-Брессона. В числе прочих она экспонировалась на его ретроспективной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1947. Он сделал её во время съемок фильма «Возвращение» в лагере для перемещённых лиц между американской и советской зонами. Женщина, чьё лицо искажено гневом, обвиняет осведомительницу гестапо — молодую бельгийку. Ей не удалось скрыться в толпе. Картье-Брессон находился рядом с кинооператором, снимавшим ту же сцену, однако в фильм она не вошла. В следующую секунду обвиняющая женщина ударила осведомительницу по лицу.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева сверху: Першинг-сквер, Лос-Анджелес, 1947. Безработные убивают время, читая газеты. Слева снизу: Нью-Йорк, 1947. Кадеты академии Вест-Пойнт на ежегодном футбольном матче между армией и колледжем Нотр-Дам. Справа: Кейп Код, Массачусетс, 1947. В День независимости эта пожилая дама, сломавшая древко своего флага, сказала мне с видом, достойным первых американских поселенцев: «В этот день флаг у вас в сердце».

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Нью-Йорк, 1947. Пасхальное воскресенье в Гарлеме. Справа: Нью-Йорк, 1947. Полночь на 42-й улице.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Бостон, 1947. Жара.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Уильям Фолкнер дома в Оксфорде (Миссисипи), 1947. Справа вверху: художник Сол Стейнберг, 1947. Справа внизу: Труман Капоте в Новом Орлеане, 1947.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Матисс в Вансе, 1944. Справа: Матисс в Сен-Жан-Кап-Ферра смотрит на две вазы Пикассо, 1952. 

«Честно говоря, я всегда фотографировал интеллектуалов… Пикассо я очень плохо сфотографировал. Матисса — хорошо. Пикассо гений, но для меня великий художник — это Матисс. Я его прекрасно знал и очень любил. Он сделал чудесную обложку для моей книги фотографий».

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Кристиан Берар в «First Hotel», бульвар Гарибальди, Париж, 1932. Справа: Жан-Поль Сартр, Мост искусств, Париж, 1946.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Тируваннамалай, Южная Индия, 1948. Мудрый старец, наделённый силой избавлять женщин от бесплодия. Он живет в джунглях у подножия священной горы Арунчала, где уединяются и другие отшельники.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Западный Пакистан, 1948. Во время разделения Индии и Пакистана многие семьи были разлучены. Спустя много месяцев в лагере беженцев в Лахоре родственники снова встречаются. Рыдая и причитая, женщины говорят о своих погибших и пропавших без вести. Справа: Джайпур, Индия, 1948. Мусульманки за работой.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Дели, 1948. Поезд везёт прах Ганди, который собирались развеять в Ганге. На каждой станции его осаждают толпы, жаждущие увидеть, прикоснуться, отдать дань памяти. Справа вверху: Дели, 1948. Секретарь Ганди смотрит на разгорающееся пламя, в то время как его врач пытается успокоить толпу, бросающуюся к костру, как только пламя начинает подниматься. Справа внизу: Дели, 1948. В доме семьи Бирла, где только что был убит Ганди, Неру объявляет о его смерти собравшейся ночью толпе. 30 января 1948 года во время встречи Ганди с журналистами, Картье-Брессон показал ему каталог своей прошлогодней выставки в Нью-Йоркском Музее современного искусства. Ганди молча листал его, пока не наткнулся на фотографию человека, смотрящего на катафалк. Он спросил, что означает этот снимок. «Это Поль Клодель», — ответил фотограф, — «католический поэт, пишущий о духовных вопросах жизни и смерти». «Смерть, смерть, смерть», задумчиво повторил Ганди. Через 15 минут после ухода Картье-Брессона он был убит.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Барода, Индия, 1948. К 39-летию Его Святейшества Махараджи бедным раздают сахарные шарики. Справа: Пални, Южная Индия, 1950. Паломничество совершается в первую луну апреля.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Сринагар, Кашмир, 1948. Мусульманки перед восходящим за Гималаями солнцем.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Бали, Индонезия, 1950. Подготовка к традиционному танцу, который исполняют молодые девушки во время праздника, который проходит каждое полнолуние. Одна из этих танцовщиц работает в поле, другая — студентка, третья — принцесса, четвертая — работает на кухне.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Пекин, 1949. Запретный город в утреннем тумане, за несколько дней до прихода коммунистов. Марлевая повязка на лице, применение которой было заимствовано у японцев, предназначена для защиты от микробов. Справа: Огород в деревне на берегу Луары, недалеко от Блуа, 1946.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Шанхай, 1948. В последние дни гоминьдановского правления, когда курс валюты рухнул, правительство выставило на рынок золото. Толпа бросилась к банкам. Семь человек погибло в давке. Фотография, снятая во время поездки Картье-Брессона в Китай, вошла в книгу «D'une Chine a l'autre», которая представлена ниже. Отчаявшиеся люди штурмуют банк, пытаясь обменять обесценившиеся купюры на золото во время финансового краха, вызванного провалами денежно-кредитной политики Гоминьдана. Фотография представляет типичную для Картье-Брессона репортажную недосказанность. Без специальных пояснений сюжет не прочитывается. На снимке мы не видим ни собственно банка, ни золота, ни купюр, ни конной полиции. Только напряженную пластику линий и форм, искажённые лица. Для автора важна не столько фиксация конкретного факта, сколько визуальная метафора гражданских беспорядков.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Шанхай, 1949. Двое белых русских на углу Жаффилу и Мерсьелу (авеню Жоффр и авеню дю Кардинал-Мерсье) через несколько дней после прихода коммунистов.Справа: Шанхай, июнь 1949. Парад коммунистов.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Исфахан, Иран, 1950. Стирка ковров вниз по течению от моста Хаджу.Справа: Египет, 1950. Крестьяне Луксора ловят рыбу в водах Нила перед самым приливом.

Анри Картье-Брессон — биография и альбомы известного фотографа. ТУРМАЛИН ТАНЯ ЖЕНСКИЙ ФОТОГРАФ В МОСКВЕ

Слева: Египет, 1950. Любитель скарабеев в антикварном магазине на Каирском базаре. Справа: Египет, 1950. Каир. Египетский музей.

В 1947 году Картье-Брессон вместе с такими коллегами, как Роберт Капа и Дэвид Сеймур, основал агентство «Магнум фото». Это международное фотоагентство стало платформой для распространения репортажных снимков, и работать в нем считалось высшим признанием в мире фотожурналистики.

«Life» заказали Картье-Брессону съемки «последних дней Пекина» во время ожидаемого захвата власти коммунистической партией.

Предполагалось, что это задание на две недели, но в итоге фотограф провёл в Китае почти год. Он снимал разные аспекты жизни — беженцев, банковский кризис, сцены в ресторанах, религиозное паломничество и т. п.

Что позже сказал Анри, вспоминая свою работу в Китае:

«Либо люди ничего не подозревают, либо они знают, что ты здесь, и тогда ты должен ждать и смотреть в сторону в надежде, что они вернутся в свою стихию. Но очень часто первое приближение остаётся единственной возможностью. Так было в Китае. Там не бывает второго шанса, потому что они за километр видят, как ты подходишь, нельзя даже достать экспонометр. Если это сделать — фотография потеряна. Нужно проявить знание психологии, нужно знать людей, ты обязан работать в такой манере, какую они могут принять. Там надо улыбаться, но никогда не смеяться, потому что в этом видят насмешку. Улыбайтесь и ждите и никогда не выставляйте себя напоказ. Надо исчезнуть…. Нужно вести себя как чувствительная эмульсия, как чувствительная пластина. Приближайтесь тихо, нежно, никогда не навязывайте себя, ничего не подталкивайте. Иначе, если вы будете толкаться локтями, это обернётся против вас. Прежде всего, надо быть человечным!»



Лувр провел первую выставку его работ в 50х, что стало знаковым событием в его карьере. Работы Картье-Брессона выставлялись в самых престижных галереях и музеях мира, а его фотографии были изданы в многочисленных книгах, сопровождаемых анализом их художественной ценности.


Пик популярности Анри пришелся на 50-е годы XX века. Он стал известен не только в Европе, но и в СССР, куда смог попасть после смерти Сталина в 1954 году. 

Его альбом «Москвичи» экспонировался в различных западных городах и открыл европейцам «человеческое лицо» Советского Союза.

Работы оказали значительное влияние на изменение имиджа СССР — на них были запечатлены обычные люди: радостные и печальные, занятые повседневными делами или отдыхающие, но при этом совершенно простые. Миф о русском человеке с винтовкой и медведем в обнимку был окончательно развенчан.



Творчество Анри Картье-Брессона многообразно. Он снимал не только советский народ, но и людей из разных уголков планеты — от бедняков до мировых лидеров. Его работы сегодня хранятся в крупнейших музеях мира, продолжая вдохновлять новые поколения фотографов.

«Европейцы» — книга, собранная из различных мимолетных снимков разных командировок, в т. ч. СССР, которые не вошли в предыдущее издание. 

Фотограф собрал из них картину Европы, на которой лежит тень войны, но люди продолжают жить, и в их жизни есть радость и печаль, бедность и роскошь, запустение и созидание, мимолётный абсурд и юмор.

Что говорил фотограф: »

В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию.

Бросая камень в колодец, ты не знаешь, как отзовётся эхо. Когда публикуешь снимок, ты уже не в силах повлиять на его восприятие. Познание мира через фотографию может возыметь как счастливые, так и обескураживающие последствия — ведь меткий факт можно представить и изолированным, оторванным, и, наоборот, вписанным в контекст времени, места, общества.

Герой нашей сегодняшней истории не считал фотографию искусством. Для него фотография — это лишь отражение жизни через камеру. В 1966 году, после многих лет активной работы, Анри покинул агентство и уехал в Прованс, где увлекся рисованием альпийских пейзажей. Живопись — вот настоящее искусство! 

Его наследие, оставленное в мире фотографии, навсегда останется примером мастерства и уникального видения, которое продолжает вдохновлять зрителей, особенно фотографов! для которых я и собрала эту статью. 


Материалы:

press-libfl.tilda.ws, photogora.ru

 

В меню — разделы «Фотосессии» и «Материалы для фотографов». Выбирайте нужный!